В прошлом году к новым обязанностям директора средней школы № 1 приступила учитель математики ИВАНОВА Татьяна Викторовна. С ней наше интервью.
- Татьяна Викторовна, позади год вашего директорства – учебный год. Пройден определенный рубеж. Каким он был для вас в личном плане?
- Для меня год этот был очень трудным. Школа наша – большая базовая, здесь многочисленный по составу коллектив учащихся и учителей. Мне доверили ответственность за все, что происходит в стенах школы. Вникала в различные сферы деятельности: административную, управленческую, хозяйственную. Проследила все этапы учебного и хозяйственного процесса. Пройдены курсы повышения квалификации, много прочитано специальной литературы. Надо отдать должное коллективу, который поддерживал меня во всех начинаниях. И вот годовой рубеж пройден, впереди самый главный итог года – выпускные экзамены. Подводя итоги, можно сказать: что-то получилось, а над чем-то нужно еще работать. - Сегодня, когда время диктует свои правила, как удается сочетать классическую систему образования с инновациями? Что на сегодня является приоритетом? - Наша школа имеет богатую историю и так же, как и много лет назад, опирается на принципы, сочетающие инновационную образовательную деятельность с классическими педагогическими технологиями. Мы продолжаем традицию школы с углубленным изучением отдельных предметов (профили). Приоритетом является поддержка талантливых детей. Учащиеся школы принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и занимают призовые места. Считаю, что нельзя забывать о духовности, о воспитании личности, эти традиции стараемся укреплять, создавать новые. Например, в начале учебного года провели чин освящения, что получило одобрение, как педагогов, так и учащихся. Важным является и готовность, способность педагогического коллектива к развитию и изменениям. Поэтому наличие творческой среды в коллективе – тоже приоритет работы школы. Весь педагогический коллектив и учащихся стараемся включать в работу в едином информационном пространстве, условия для этого есть. В этом году начал работать информационный центр с компьютерным классом, создана сеть из компьютеров в каждом учебном кабинете. Но и, конечно, основной задачей школы является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, спортивные занятия, в том числе внеурочные, все это влияет на улучшение здоровья детей. - Не будем закрывать глаза на важную проблему, которая тянется с прошлого века – отсутствие канализации. Удалось ли что-то решить? - Отсутствие канализации в основном здании и в начальной школе – больной вопрос. Все понимают, что в век информационных технологий нельзя пренебрегать бытовыми условиями, а для решения этой задачи требуются большие затраты на проведение работ. Но с мертвой точки мы сдвинулись. С администрацией района согласовано строительство мини-очистных сооружений, запланированы средства на изготовление проектно-сметной документации. Так как первостепенной задачей на сегодняшний день является создание комфортных условий для обучения детей, над решением этого вопроса планомерно работаем. - Что понимаете под понятием «модернизация образования»? - Долгое время школа развивалась сама по себе, будучи своеобразным сейфом для детей по воспитанию и подготовке к будущей жизни. За последнее время в стране очень много было сделано для поддержки системы образования, в том числе в рамках нацпроекта. В последнем Послании Президента Федеральному Собранию было сказано о том, что в нашей стране необходима всесторонняя модернизация, основанная на институтах демократии. Большое знаковое событие – утвержденная президентом страны Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В ней речь идет о том, что главной задачей модернизации образования является воспитание достойного гражданина, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбрать профессиональный путь и иметь готовность обучаться на протяжении всей жизни. - Как вы считаете, уравнивает ли ЕГЭ возможность получить высшее образование для наших детей и тех, кто учится в городских школах? Как оцениваете шансы нынешних выпускников? - Наши базовые школы дают достаточные знания, чтобы выпускники успешно сдавали ЕГЭ. У нас в районе, конечно, нет ни лицеев, ни гимназий, ни школ с углубленным изучением отдельных предметов, но, несмотря на это, наши дети поступают в высшие учебные заведения страны и успешно их заканчивают. Для нынешних выпускников в школе были созданы все условия для получения прочных знаний по предметам и подготовке к ЕГЭ. А как они сдадут, покажет время. - Сегодня в обществе почему-то складывается мнение, что школа не должна заниматься воспитанием, а только образовательным процессом, но ведь любой учитель передает свои взгляды на мир, значит, по-своему воспитывает. Какую точку зрения вы разделяете, и что должно быть определяющим в воспитании? - Я считаю, что обучение и воспитание неразделимы. Обучая, мы воспитываем и, воспитывая – обучаем. И сегодня главенствующим в этом совокупном процессе, думаю, должно стать воспитание. Основные задачи современной школы – раскрыть способности каждого учащегося, воспитать патриотичного и порядочного человека, подготовить его к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Школа должна формировать этические и поведенческие нормы. Речь идет об инновационном поведении, о тех качествах личности, которые способствуют ее успешности в производственной деятельности. - На чем должны строиться отношения учитель-ученик? Изменились ли учащиеся по сравнению со своими сверстниками конца ХХ века? - Отношения учитель-ученик должны строиться на взаимопонимании, уважении друг к другу, сотрудничестве. Современный учитель – это учитель, открытый ко всему новому, понимающий детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающий свой предмет, чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам школьника. Задача учителя – помочь ребенку найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Современный ученик отличается от своих сверстников ХХ века, поэтому учителю, чтобы достичь поставленной цели, необходимо применять новые приемы, методы, технологии. - Как будет жить школа, когда уйдут на заслуженный отдых те, кто работает сейчас? Как быть, если молодые не горят желанием стать педагогами, а пожилые уходят на пенсию… - Это, конечно, большая проблема… В нашей школе большинство учителей пенсионного и предпенсионного возраста. Молодых специалистов мало. Подобная ситуация не только у нашей школы. Такое положение можно наблюдать по всей стране. Думаю, нашему правительству необходимо продумать ситуацию и внедрить эффективную систему моральных и материальных стимулов поддержки учителей. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» от-дельной задачей стоит привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Мы ждем таких учителей, пусть приходят. В будущем школа, конечно, без учителей не останется, но вопрос в том, какие это будут учителя. - Наш разговор проходит в Международный день защиты детей. На ваш взгляд, от чего следует защищать наших детей в первую очередь? - От негатива в нашем обществе. В школе говорим и учим одному, а дети выходят на улицу и попадают в другую атмосферу, разрушающую неокрепшее сознание. - На торжественной линейке 31 мая вы вручали грамоты родителям, помо-гающим школе. В чем заключается эта помощь? - Помощь различная: в ремонте, в организации экскурсий, проведении внеклассных мероприятий. Помогают от души, делают все, что в их силах. Спасибо всем родителям за понимание к нуждам в первую очередь их же детей. Беседовала Т. АЛЕКСАНДРОВА.
|